главная о композиторе музыка тексты и рисунки события издания радиопроекты |
|
Валерий БЕЛУНЦОВ (1969 – 2006) композитор и не только |
Письма из армии
Книга знакомит читателя с армейскими письмами
рано ушедшего из жизни композитора, пианиста,
звукоинженера, писателя, радиоведущего
Валерия Олеговича Белунцова (1969–2006 гг.).
В письмах подробно рассказывается о его службе
в рядах Советской армии в конце 80-х годов
ХХ века. Вступительная статья содержит
воспоминания матери композитора о его детстве
и дальнейшей творческой деятельности.
© Котюк И.А., составитель
© Емельяненко С.К., дизайн
М., издательство «Известия», 2022. 320 c., ил.
ISBN 978-5-206-00996-5
Заказать книгу (стоимость 300 руб. + почтовые расходы)
Предисловие (фрагмент):
Эта книга предлагает читателю письма из армии моего
сына Валерия Белунцова — письма к любимой девушке
и к другу.
…Далёкий 1987 год был знаменательным для Валерия.
В конце мая ему исполнилось 18 лет, а в июне он закончил
ЦМШ (Московскую центральную музыкальную школу-
одиннадцатилетку) как пианист и композитор и стал поступать на композиторский факультет Московской консерватории.
Вступительные экзамены он сдавал блестяще, но его
призвали в армию (забрали прямо с этих экзаменов), и он
поехал в воинскую часть г. Острогожска Воронежской
области, где прослужил в оркестре этой части два года
(1987–1989 гг.).
Уход в армию Валерий воспринял трагично — ведь он
в это время был полон творческих замыслов, и к тому же
на два года предстояла разлука с любимой девушкой,
с друзьями, с Москвой, с консерваторией…
Остались письма тех лет, которые мы сейчас и публикуем
с небольшими сокращениями.
И.А. Котюк
Письма к Ане П.
Письмо №9, 16.08.1987 (фрагмент):
…А у меня в голове вращается сейчас столько
музыки, столько сразу хочется сочинить, что
прямо голова лопается, особенно если принять
во внимание, что черновики писать здесь некогда, и я работаю в уме, держа в голове всё одновременно, как ещё никогда не было.
Сегодня пойду в 7-ю роту учить придуманную
мною песню о Ленине. Я, правда, её не целиком
придумал, частично слова вспомнил из какого-то современного стихотворения. Эти слова
я взял как припев, но куплеты пришлось дописать. Так что уж не знаю, как пойдет!
Письмо №30, 16.11.1987 (фрагмент):
Анечка!
На днях вышел я подавать сигнал на обед, и потом, пока ждал строй, огляделся кругом. Знаешь, природа всё-таки удивительная вещь! Был
тихий-тихий, по-настоящему зимний день; кругом было много снега, а деревья стояли застыло,
не шелохнутся; не было ни ветеринки, и в чистом голубом небе только кое-где были видны,
казалось, неподвижные кучевые облака.
Было так хорошо, и я был один; знаешь, я,
вообще-то, не люблю, когда много народу, мне
гораздо лучше одному или когда 2–3 человека.
А здесь я ведь постоянно в большом коллективе, и днем и ночью! А эти 10 минут спокойствия
подействовали исцеляюще, хотя я неожиданно
вспомнил о том, что ведь вернусь я из армии уже
20-летним, и, значит, лучшая часть жизни прошла, ведь время, проведенное здесь, где я сейчас, можно считать из жизни вычеркнутым… Но пока есть на свете музыка — есть у меня и жизненная цель, во имя которой надо работать.
Письмо №77, 08.03.1989 (фрагмент):
…А все вокруг читают газеты и ругают действительность. Тоже несколько странно: ну скажи, разве окружающий мир такой уж плохой?
По-моему, нет. По-моему, всё-таки хорошего гораздо больше, чем плохого, просто плохое больше бросается в глаза и врезается в память, а хорошее мы часто не замечаем или принимаем,
как должное (а здесь, кстати, человек во многих
случаях начинает уже плохое воспринимать, как
должное. Зато потом видит хорошее).
Письма к Андрею Д.
Письмо №4, 06.09.1987 (фрагмент)
…Вчера позвали меня из оркестровой студии
вдруг на летнюю эстраду, где проходило выступление самодеятельности, и попросили с бухты-барахты проаккомпанировать, для чего
специально перетащили из клуба до прелести
разбитое пианино, имеющее, кстати, интересную особенность, испытанную мною ранее
на собственной шкуре: прежде, чем начать
играть, нужно отогнуть нижнюю планку (которая под клавишами находится), иначе получится плохой ксилофон, ибо клавиши при происхождении процесса нажимания на них входят
в соприкосновение с вышеупомянутой планкой
и вызывают хорошо прослушиваемый стук, который время от времени проявляет способность
даже заглушить музыкальные звуки, особенно
там, где неисправны демпфера, и для того, чтобы получить звук длительностью большей, чем 0,00001 секунды, нужно знать хитрый секрет:
сильно нажав на единственную педаль — правую
(вообще-то, она по форме левая, но переставлена на управление демпферами), — усилием ноги
(и воли) наклонить весь инструмент на себя,
и так его удерживать, чтоб он не перевернулся
на исполнителя и чтоб не принял также и нормального положения, устойчивость которого,
кстати, тоже довольно-таки относительна. (Ух
ты, ну и предложение получилось, слов в 150–160, наверное. Считать не буду — некогда).
Письмо №7, 13.11.1987 (фрагмент)
…У нас тут за последнее время столько всего произошло, что в голове всё перемешалось.
Были, в частности, ноябрьские праздники
и в связи с ними много подготовки и концертных выступлений. Подготовка заключалась
в том, что на плацу строевым шагом ходили
наши офицеры, прапорщики и сержанты, а мы
(т. е. оркестр) стояли и им аккомпанировали.
Но более интересны были концертные выступления, самое главное из которых было в городском ДК. Играл я там снова концерт Грига, была
также неизменная «Поэма» Фибиха. А на другой
день мы выезжали в Репьёвский район, в село
Новосолдатское, на открытие мемориала памяти жертв войны. Меня восхитило то, что сопутствующий этому митинг проходил горячо
и эмоционально, все выступавшие говорили искренне и без бумажки.
В ступени мемориала замуровали письмо
к потомкам, которые будут жить в 2037 году,
чтоб они его прочитали на 120-летие Октября.
Письмо №8, 07.12.1987 (фрагмент)
…Ходил я тут сигналистом на стрельбище. Это
мероприятие малоприятное. Оно заключалось
в следующем. К 6.00 утра я шёл уже в столовую (при том, что сейчас зимой подъём в 6.20),
а к 7.00 должен был приходить на стрельбище с сигнальной трубой. Сначала туда нужно
было дойти, что было особенно difficile* в первый день. Дело было в том, что на дорогах был
сплошной каток — жуткая гололедица, а туда
идти, во‑первых, долго, а, во‑вторых, последняя треть пути по наклонной дороге, примерно
15 градусов! (Уфф!) А потом моя задача заключалась в том, чтобы в течение 7–8 часов подряд (пока не сменят) внимательно слушать команды
руководителя стрельб, и каждый раз после команды «К бою!» играть на трубе 9 нот:
За 8 часов это происходило раз 90–120. А неприятность была не только в том, что это скучно,
а еще и в том, что холодно, температура -10 градусов по ℃, а стоять надо практически на одном месте, и не согреешься, так как небольшое
andirivieni** в этом смысле мало что дает. Но зато
дирижёр объявил мне благодарность и внеочередное увольнение.
* difficile (ит.) — трудно
** andirivieni (ит.) — хождение туда и обратно
Валерий Белунцов – наследники © 2022–2024 Копирование информации возможно с указанием источника По вопросам исполнения произведений или их трансляции обращаться по электронной почте |